санаторий : Контент-анализ: сущность, задачи, процедуры

Контент-анализ: сущность, задачи, процедуры

» © И. Дмитриев Контент-анализ: суть, задачи, процедуры Контент-анализ (англ. content analysis; от content — содержание) — формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе исследуемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке. Характеризуется крупный строгостью, систематичностью. суть метода контент-анализа заключается в фиксации обусловленных единиц содержания, какое изучается, а также в квантификации полученных настоящих. Объектом контент-анализа может быть содержание по-различных печатных изданий, радио- и телепередач, кинофильмов, рекламных оповещений, документов, публичных выступлений, материалов анкет. Контент-анализ приступил использоваться в социальных науках начиная с 30-х гг XX в. в США. впервинку этот метод был применен в журналистике и литературоведении. Основные процедуры контент-анализа были разработаны американскими социологами X. Лассуэллом и Б. Берелсоном. Г. Лассуэлл его использовал в капуте 1930-х годов для изысканий в сфере политики и пропаганды. Лассуэл модернизировал контент-анализ, завел новые категории и процедуры, особое смысл сообщал квантификации настоящих. Развитие оружий массовой коммуникации вытребовало увеличение контент-аналитических исследований в этой области. Во момент другой вселенский войны контент-анализ применялся кое-какими государственными учреждениями США и Англии для изучения эффективности пропаганды в различных местностях, а также в агентурных мишенях. Накопленный эксперимент контент-аналитических изысканий был подытожен в книжке Б. Берелсона «Контент-анализ в коммуникационных исследованиях» (начало 50-х гг). Автором был найден сам метод контент-анализа, а также различные его облики, критерии и единицы для количественного разыскания. книжка Б. Берелсона до сих пор являет фундаментальным описанием, вручающим понимание основных положений контент-анализа. После обобщений, сделанных Б. Берелсоном, в США завелось видимо-невидимо изысканий, в которых контент-анализ применяется в по-различных научных течениях. Наиболее интересной методической новацией была методика «связанности символов» Ч. Осгуда (1959), коя позволяла выявить неслучайно связанные элементы содержания. Западноевропейские исследователи в использовании метода контент-анализа опирались в основном на американский эксперимент. Тем не менее, тут тоже завелось несколько оригинальных методик качественно-количественного разбора содержания (Ж. Клейзер, А. Моль). 1. Выявление смысловых единиц контент-анализа, какими могут быть: а) понятия, сформулированные в раздельных терминах; б) темы, сформулированные в круглых смысловых отступах, долях текстов, статьях, радиопередачах и т. п.; в) имена, фамилии людей; г) события, факты и т. п.; д) смысл апелляций к потенциальному адресату. Единицы контент-анализа выделяются в подчиненности от содержания, круглее, задач и гипотез конкретного разыскания. 2. Выделение единиц счета, какие могут сходиться либо не сходиться с единицами анализа. В 1-м случае процедура сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во 2-м — исследователь на основе анализируемого материала и здравого резона сам выставляет единицы счета, какими могут быть: б) площадь текста, заполненная смысловыми единицами; в) число строк (абзацев, знаков, колонок текста); д) метраж пленки при аудио- и видеозаписях, е) количество рисунков с установленным содержанием, сюжетом и пр. 3. Процедура подсчета в совместном облике сходна со типовыми приемами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление особых таблиц, применение компьютерных программ, особых формул (напр., «формула оценки удельного веса смысловых категорий в совместном объеме текста»), статистические расчеты понятности и аттрактивности текста. Метод контент-анализа широко применяется точно вспомогательное оружие в психологии, социологии и др. науках при разборе ответов на раскрытые вопросы анкет, материалов наблюдений, итогов психологического тестирования (в частности, в проективных методиках), для разбора итогов в методе фокус-групп. Подобные методы используются также в изысканиях массовых коммуникаций, в маркетинговых и многих др. изысканиях. Контент-анализ может использоваться для разыскания большей части документальных ключей, однако лучше итого он вкалывает при сравнительно здоровом числе однопорядковых данных. В социальной психологии контент-анализ может применяться, во-первых, как самостоятельный исследовательский зачисление разыскания содержания сообщения; во-вторых, в комплексе с прочими методами, т.е., когда разом исследуют не только извещение, однако и прочие элементы коммуникационного процесса; в-третьих, как вспомогательный метод обработки массива настоящих, полученных прочими методами В социальной психологии контент-анализ в первую хвост используется для изучения человеческого общения, коммуникаций и их субъектов точно представителей микро- и макрогрупп. Непосредственными материалами разыскания представляют документы, которые рассматриваются точно «сообщение». Понятие «сообщение» является специфичным социально-психологическим, в нем акцентируется динамический характер объекта, его включенность в коммуникационную систему. (Т.е. суть в виду зависимость извещения от личностных и групповых особенностей коммуникатора и реципиента). - изучение реальных социально-психологических явлений (объекта, субстанции сообщений), какие отображены в содержании оповещений, в том числе тех явлений, которые владели точка в былом и недоступны для разыскания прочими методами; - изучение сквозь содержание оповещений социально-психологической специфики различных оружий коммуникации, а также особенностей фигур и приемов организации содержания, в частности пропагандистского; - изучение сквозь содержание оповещений социально-психологических аспектов влияния коммуникации на реципиентов точно представителей различных микро- и макрогрупп, а также изучение успешности общения. Кроме того, можно выделить облики применения контент-анализа во вспомогательных целях: - для обработки и уточнение настоящих, полученных прочими методами в социально-психологических исследованиях; - специальное — применение для изучения научной литературы. Источники: 1.  крупный психологический словарь. Под коллективен. ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. Москва, 2004. 2.  Методологические и методические проблемы контент-анализа . Вып. 1-2. М., 1973; 3.  Методы разбора документов в социологических изысканиях . М , 1985; В продолжение темы: © И.В. Дмитриев, 2005 г.

Elisa use best managed forex accounts.